19.12.2023
Об архетипах брендов и психологии в рекламе
В этой статье мы поговорим о так называемых архетипах брендов. Понятие архетип тесно связано с психологией и являет собой совокупность универсальных образов, символов и понятий, которые порождают коллективное бессознательное. Всё это призвано вдохнуть в ваш бренд определённые человеческие черты и свойства, чтобы он лучше запоминался людям и вызывал у них эмоциональный отклик. Стоит добавить, что это также помогает компании придерживаться одного и того же образа и тона в рамках множества многоканальных рекламных компаний, на разных платформах, с разными товарами и аудиториями.
Но для начала, давайте разберём по каким причинам психология важна в рекламе:
- Понимание потребностей и желаний потребителей: психология позволяет рекламодателям глубже понять потребности, желания, мотивы и страхи своей целевой аудитории. Мы в сети БИРхаус создаём рекламные кампании, которые эффективно обращаются к эмоциональным и психологическим аспектам нашей целевой аудитории;
- Формирование эмоциональной связи: создание эмоциональной связи между брендом и потребителями. Сильные эмоциональные впечатления и ассоциации, которые являются частью нашего общения с целевой аудиторией, способны укрепить узнаваемость бренда БИРхаус и влияют на решения покупателей в нашу пользу;
- Воздействие на подсознание: понимание того, какие визуальные, звуковые и текстовые элементы рекламы могут воздействовать на подсознание потребителей. Для нас важно создание рекламы, которая будет выделяться среди прочих и оказывает сильное воздействие;
- Побуждение к действию: психология помогает понять, какие стимулы и мотиваторы могут подтолкнуть потребителей к желаемым действиям, таким как покупка продукта. Наша реклама основывается на понимании того, что заставляет людей действовать;
- Адаптация под индивидуальные особенности: позволяет рекламодателям учесть разнообразие потребителей. Наш отдел маркетинга создаёт рекламные сообщения, которые учитывают индивидуальные особенности покупателей, их социокультурный контекст и предпочтения.
Как можно заметить, психология играет важную роль в рекламе, помогая более глубоко понять и воздействовать на потребителей, создавая более эффективные и значимые коммуникационные стратегии. А теперь, перейдём к подробному разбору архетипов.
Архетип бренда - это характер, который складывается из совокупности всех аспектов бренда: его поведения, ценностей, тона и уникальных аргументов продаж. Исследователи отмечают, что стабильность в брендинге напрямую связано с прибылью. Так, например, придерживающиеся постоянства бренды зарабатывают на 10-20 % больше непостоянных. Но как достичь постоянства? В этом нам и помогут архетипы. Маркетолог Маргарет Марк и психолог Кэрол Пирсон выделили 12 архетипов и у каждого из них своя аудитория:
- Простодушный: представляет простоту, чистоту и невинность. Он стремится к счастью, благополучию и душевному умиротворению. Примеры: Coca-Cola, Hallmark;
- Мудрец: символизирует знания, мудрость и разум. Стремится передавать знания и помогать принимать рациональные решения. Примеры: CNN, BBC;
- Исследователь: тяга к свободе, независимости и самореализации - вот что символизирует этот архетип. Он призывает к исследованию мира и открытию новых возможностей. Примеры: Jeep, North Face;
- Бунтарь: демонстрирует сопротивление, свободу и бунт. Он старается менять правила. Примеры: Harley-Davidson, Virgin;
- Маг: этот архетип символизирует трансформацию, чудеса и волшебство. Он подталкивает к преображению мира и предлагает новые возможности. Примеры: Disney, MAC Cosmetics;
- Герой: архетип героя подразумевает победу над препятствиями и достижение выдающихся результатов. Этот бренд вдохновляет на подвиги и действия. Примеры: Nike, FedEx;
- Любовник: архетип предлагает страсть, чувственность и романтику. Он стремится создать эмоциональную связь и удовлетворить желания аудитории. Примеры: Godiva, Chanel;
- Шут: архетип юмора, развлечения и радости. Приносит улыбки и отвлекает от серьёзности жизни. Примеры: M&M's, Old Spice;
- Простой человек: простота, близость и понятность - вот что собой представляет этот архетип. Его представители ненавязчивы и доступны. Примеры: IKEA, GAP;
- Опекун: забота, помощь и защита, стремление помогать и заботиться, приносить утешение и поддержку. Примеры: UNICEF, Johnson & Johnson;
- Правитель: символ власти, контроля, организации и лидерства. Примеры: Microsoft, Rolex;
- Творец: представляет собой созидание, инновации и эксперименты. Ассоциируется с самореализацией через творчество. Примеры: LEGO, Adobe.
Но какой же архетип используем мы? Архетип сети БИРхаус - простодушный.
Это обычный человек, такой же, как зритель. Он ходит на работу, ждёт отпуска, покупает корм коту. Он не ездит на модные курорты и не летает частными самолётами. Ценит семью, дом и уют. Он честен, прост, надёжен, гостеприимен, дружелюбен и открыт. Если доступно ему, доступно и тебе. На общности и строится наша рекламная кампания. В этом же архетипе работают все футбольные и хоккейные клубы. Все люди равны, все могут получить продукцию от бренда с архетипом «Простодушный». Для этого не нужно быть богатым или супер успешным. Достаточно просто быть.
Из всего описанного выше можно сделать вывод, что архетипы помогают создать уникальный образ вашего бизнеса и установить глубокую эмоциональную связь с аудиторией, а также сформировать свою идентичность на рынке. Когда компания перестаёт мыслить в производственной парадигме и начинает существовать в клиентоориентированной - вот тогда и зарождается бренд.
Подписывайтесь на нас в Телеграме, чтобы не пропустить другие интересные статьи, заметки и новости.